Гайд по составлению резюме

Рекрутер Google Скотт Бэкон за год работы получил около трех миллионов резюме и уверен: все решают первые шесть секунд. За это время специалист оценивает общую структуру и формирует первое мнение о кандидате. Мы собрали все важные аспекты написания резюме в универсальном гайде. Спойлер: все держится на трех китах — оформлении, структуре и наполнении.
Часть I. Как оформлять
При составлении резюме важно не уходить в излишний креатив. Любое CV направлено на демонстрацию опыта, а не дизайнерских скиллов. Чтобы сохранить баланс структуры и аккуратной верстки, можно использовать сайты-конструкторы.

  • HeadHunter. Заполняешь анкету и сразу получаешь CV, которое можно опубликовать на самом сайте или выгрузить и самостоятельно рассылать работодателям.
  • CV Maker. Простой и удобный конструктор, который позволяет создавать резюме без регистрации (и смс).
  • Icanchoose. Доступно больше 20 шаблонов с опцией составления резюме на одном из шести языков, есть лайфхаки и подсказки.
  • Google Документы. Можно использовать один из пяти доступных шаблонов. CV доступен для скачивания или расшеривания ссылки.
  • Word. Имеет встроенные шаблоны и разрешает скачивать сторонние в интернете.

Теперь перейдем к базовым правилам оформления, которые работают на то, чтобы удержать внимание рекрутера:

  • Умести весь текст на одной странице, чтобы рекрутер понял, что ты умеешь работать с информацией. Оставляй только релевантные данные: лучше рассказать про проведенные исследования, чем про стороннюю подработку на первом курсе.
  • Не делай текст кричащим. Формат заголовков, дат и списков должен быть одинаковым, шрифт — читабельным. Не используй все подручные средства — от курсива до цветного текста. Лучше подчини оформление правилу: важное выделять жирным, между блоками использовать контрастный разделитель, а еще навсегда забыть о таблицах, даже если они кажутся небольшими.
  • Если хочешь, добавь фотографию. В США это не принято, но в России обычно остается на усмотрение кандидата, но важно понимать: резюме с «лицом» запоминается лучше. В любом случае снимок должен быть нейтральным и деловым. Расположить его лучше на одной линии с контактными данными, а выровнять по противоположному краю — это поможет не занимать лишнее место.
  • Обязательно прочитай текст вслух и проверь на ошибки. Лучше несколько раз. При хорошем тексте читатель не запинается, и это существенно мотивирует дочитать резюме до конца.
  • И последнее. Если отправляешь резюме не через сервис откликов, а сразу на почту, то в теме письма и названии документа укажи: «Резюме / Имя, фамилия / Должность». Это поможет CV не потеряться среди входящих и других документов.
Часть II. Какой структуры придерживаться
Внимательно посмотри на вакансию, которая нравится, и собери все, что может доказать рекрутеру, что именно ты идеальный кандидат. Наверняка у тебя есть сертификаты курсов и конференций, которые подходят по требованиям. Найди все подтверждающие документы. Если у тебя есть ссылки на портфолио или релевантные проекты, не забудь и про них. Наглядный пример результатов выглядит серьезнее, чем текстовое описание.

Ориентируйся на эту структуру:
  • Название документа.
  • Позиция, на которую претендуешь.
  • Ф. И. О. и контакты.
  • Образование.
  • Опыт работы.
  • Дополнительные навыки.
  • Личные качества.
  • Ссылка на портфолио.

И да, позицию, на которую претендуешь, указывать обязательно. Часто рекрутер распечатывает сразу несколько десятков CV на разные вакансии и по очереди читает их. Чтобы резюме не отложили в сторону, обозначь, на что ты претендуешь.
Часть III. Что писать
После того как ты вооружился хорошим шаблоном и подготовил сертификаты о прохождении дополнительных курсов, остается главное — наполнение, которое должно покорить рекрутера. Если профессионального опыта мало, смело фокусируйся на образовании. Никто не ждет от выпускника внушительного списка карьерных достижений, но нанимающему менеджеру важно знать, что у тебя есть релевантный опыт. В резюме стоит рассказать о стажировке, университетской практике, участии в соревнованиях или хакатонах. А еще ты можешь кастомизировать резюме под конкретную должность. Правки могут быть незначительными, но опытный рекрутер поймет, что ты не устраиваешь массовую отправку CV всем работодателям подряд. А дальше все просто:

  • Добавь в контакты номер телефона и почту. Важно: не используй адрес с забавным ником, который заводил в 14 лет для регистрации на подростковом форуме. Напиши город, страну, свой возраст.
  • Не указывай пол: его легко определить по имени, и он занимает лишнюю строчку.
  • По желанию прикрепи ссылку на социальные сети (только проверь, чтобы контент там был приемлемым). Рекрутеры часто пробивают потенциальных сотрудников в интернете, поэтому можно сделать это за них.
  • В блоке про опыт укажи срок пребывания на должности (не в формате «с 2017 по 2019», а конкретнее: «1 год 9 месяцев»), название компании и свою позицию.
  • В дополнительных навыках укажи уровень владения иностранным языком и знание профильных компьютерных программ.
  • Если хочешь поделиться портфолио, добавь небольшое описание. Например, «Исследование для компании N».
  • Среди личных качеств можно указать профессиональные интересы и хобби, которые еще раз докажут, что ты специалист.
  • Зарплатные ожидания писать можно, но в формате примерных границ, чтобы детально обсудить этот вопрос уже на собеседовании.