С чем ты можешь столкнуться
на индивидуальном ассессменте

Индивидуальный ассессмент — это как сектор «Блиц» в «Что? Где? Когда?». Все внимание рекрутера направлено только на тебя. Многие механики группового ассессмента адаптируют для одного участника — например, кейс или опрос. Но есть и специфические форматы. Допустим, тебя могут попросить сделать презентацию. Цель рекрутера — понять, как ты подходишь к задаче, планируешь и справляешься с обработкой больших объемов данных.

Другой популярный формат индивидуального ассессмента — серия глубинных интервью. Тебя могут ждать несколько диалогов подряд: с рекрутером, нанимающим менеджером твоей потенциальной команды и представителем топ-менеджмента. Так работодатель проверяет навыки самопрезентации и ключевые компетенции. Кстати, представителя компании может заинтересовать не только профессиональные достижения, но и личные успехи. Лучше заранее подумать, о каких хобби ты можешь рассказать.

А еще тебе могут предложить пройти тест или заполнить опрос. С помощью тестов работодатель понимает, насколько ты замотивирован, какие черты личности у тебя преобладают, как потенциально ты будешь вести себя в коллективе и как обстоят дела с твоими интеллектуальными способностями. Списать у соседа не получится и правильного ответа может не быть. Важно отвечать честно и вдумчиво.


Чек лист по подготовке к ассессменту
Изучи компанию. Рекрутеры внимательно смотрят на то, пересекаются ли твои личные качества с ценностями и миссией бренда. Поэтому заранее узнай о ключевых особенностях корпоративной культуры.

Не бойся задавать вопросы. Прояви заинтересованность и заранее уточни у рекрутера:

  • Сколько времени продлится ассессмент и на каком языке он будет.
  • В каком формате пройдет этап отбора: на что во время подготовки стоит обратить внимание, какие типы заданий встретятся, будут ли ограничения (например, на использование калькулятора или интернета).
  • По каким критериям оценивают кандидатов и какие компетенции компания ценит больше всего.
  • Сколько еще участников будет и какое количество обычно проходит в следующий тур.
  • Кто именно будет тебя оценивать: рекрутеры, линейные менеджеры, тимлидеры департаментов или топы.

Погрузись в отрасль.
Изучи, какие ключевые исследования были опубликованы за последний месяц или какие тренды обсуждают исследователи искусственного интеллекта? Чуть больше времени уделяй актуальным новостям и будь в курсе происходящего.

Представь, что все пойдет не так. На ассессменте тебе могут задать неудобные вопросы или намеренно поставить перед сложным выбором. Чтобы не потеряться в поисках нужных слов, заранее продумай несколько «неудобных» вопросов и ответь на них.

Научись контролировать эмоции. На ассессменте тебя ждет достаточно раздражающих факторов — время на ответ ограничено, в твоей команде могут быть не самые идеальные ребята, общая атмосфера может казаться напряженной. Не стоит в гневе перебивать других участников, даже если ты точно знаешь, как на самом деле нужно решать задачу. Помни, что рядом находятся асессоры, которые ценят самообладание, стрессоустойчивость и умение нейтрализовать конфликт.

Прокачайся в самопрезентации. Заранее подумай, что скажешь, если тебя попросят рассказать о себе. Не заучивай формулировки наизусть — это выглядит неестественно. Лучше четко представь структуру повествования, собери несколько примеров, подтверждающих твои слова, и порепетируй перед зеркалом.

Настройся на положительные эмоции. Ассессмент — не экзамен, здесь никто не стремится тебя завалить. Скорее наоборот, сотрудники компании хотят, чтобы ты раскрылся. Лишние переживания перерастают в зажатость или нервозность — к хорошему это не приводит, скорее всего тебе будет сложнее сосредоточиться.

Просто выспись накануне. Раз уж проверять будут компетенции, то нет смысла до утра лепить из себя лидера и читать книги о Problem Solving. Навыки все равно не развиваются за одну ночь, поэтому гораздо продуктивнее будет выспаться и прийти на отбор бодрым.

Будь готов принимать обратную связь. А лучше попроси асессора дать ее тебе. Воспринимай комментарии как возможность узнать о своих сильных и слабых сторонах, которые профессионал видит со стороны.